АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ ТБИЛИСИ
       АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ ТБИЛИСИ
Реcтаврация
Armenian Churches of Tbilisi  ·  E-Mail: restawratsia@yandex.ru
Главная Церкви Ссылки Контакты
                                                                   СОБОР ВАНК


Собор Ванк именовался также "Паша-Ванк" и "Аранц-Ванк" - "Собор св.отцов". Находился в большом и во многих отношениях замечательном квартале "Гареубани" ("Внешний квартал"), в свою очередь делившегося на несколько микрокварталов, один из которых известен под названием "Ванкский квартал". Помимо садов и особняков-дворцов знатных родов города, в Гареубани находились мастерские ремесленников, торговый ряд, каравансарай и культурные сооружения. В частности, кроме Ванка, в данном квартале имелись ещё несколько армянских церквей - Камоянц (Камоант-Камоевых), Зркинян (Зиркинант-Зиркиновых), Текенам.
В архитектурном отношении Ванкский собор представлял определённый интерес, хотя Л.М.Меликсет-Бек классифицирует его как "постройку эпохи упадка армянского архитектурного искусства". Но такая оценка не подкреплена надлежащим анализом памятников эпохи так называемого "упадка" (при том, что время основания храма ещё не было установлено), к тому же фактически речь идёт не об одном сооружении, а культовом комплексе, куда входили также резиденция настоятеля, жилые помещения и трёхярусная колокольня. По характеристике М.М.Асратяна, "построенный из кирпича собор имел композицию трёхнефной купольной базилики с тремя парами куполов, при этом все нефы заканчивались на восточной стороне полукруглыми аспидами равной величины, не выступающими из прямоугольного контура наружных стен. Эти три алтаря были посвящены : средний - Богородице, южный - Григорию Просветителю, а северный - апостолам. Однако собор вцелом назывался Сурб Аствацацин (Богородицы). Нефы, перекрытые сводами с отдельными двускатными кровлями, пересекаются перед аспидами трансепом с тремя куполами. Такая композиция уникальна в средневековой армянской архитектуре".
Ванкский собор привлекал внимание путешевственников и первых исследователей памятников старины города по трём причинам : находился в нескольких метрах от правого берега Куры, на хорошо обозреваемом со всех сторон месте, был "крупнейшим церковным зданием старого Тифлиса" и, наконец, являлся резиденцией епископа-предводителя и архипастыря армян Грузии. Впервые интерес к истории этого памятника появился у знаменитого путушественника XVII в. Жана Шардена, писавшего о нём следующее : "Паша-Ванк, т.е. "Монастырь Паши". В этом монастыре обитает армянский епископ Тифлиса. Церковь так называется по той причине, что, по словам армян, построена неким Пашой, убежавшим из Турции и в этом городе принявшим христианство". Из приведённых слов следует, что в XVII в. у армян Тифлиса бытовала легенда, согласно которой основателем собора считался некий Паша.
Следующим путешественником, занимавшимся Ванком, был Гюльденштедт, скопировавший и переведший на немецкий язык некоторые имеющиеся здесь надписи. К сожалению, мы не знаем, какими именно надписями он интересовался и насколько они точно им переданы.
В 1430 году храм был обновлён и увеличен в трёхкратном размере "неким Папой Иосифовичем Шергилянцем". В 1715 г. собор вновь был реставрирован по инициативе Георгия Перигуляна и Мелкона Бастамяна.
Член Венецианской конгрегации Мхитаристов М.Бжишкянц побывал в Тифлисе к концу второй декады XIX в. Относительно Ванкского собора он сообщил следующее : находится в квартале Тапитах и является резиденцией архиепископа, "старинная церковь именуется Католикэ, основана в 600 г. по Р.Х.; она имеет три однорядных алтаря и пять куполов, украшенных внутри разными фресками". 600 год нужно считать если не продуктом фантазии, то хотя бы ошибкой, возникшей на той почве, что действительная церковь Католикэ, т.е. Большая крепостная церковь, традиционно датировалась VII в. и М.Бжишкянц перепутал её с Ванком. Десятилетием позже собор описал Игн.Иоселиани : его основание он возводит к 1480 г., строителями же считает Тифлисских мокалаков Авсаркисова, Бастамова, Назарбекова, Окааева и "грузинского тавада Солагова". По словам автора, собор обновлён в 1800 г. "большим усердием Тифлисского мокалака, протоирея (деканоза) тэр-Казара Лазарова".
Согласно Г.Аганянцу, первоначальная церковь была построена "в дни Просветителя" (т.е. в IV в.), от неё сохранились "куски стен" на восточной части. Собор же построен в 931 г. тремя братьями, потомками (?) Умека - Суджатом, Арюцем и Джалапом. Без особого труда можно догадаться, что автор пользовался той краткой справкой, которая дана в реестре армянских древностей Тифлиса, и лишь возвёл основание храма (на основании бытовавшей легенды) ко времени Просветителя.



Собор Ванк, начало XX века







Колокольня - единственное, что уцелело от Ванка в наши дни